Английский язык
Методика использования ИКТ
на уроке английского языка по теме
«Что мы делаем на уроке» в 4 классе.
УМК «Enjoy English»
Учитель: Омельянчук Анастасия Николаевна
МКОУ «Береславская СОШ»
Введение
Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей школе. Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.
При этом эти возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при использовании презентаций на уроках, но и используя, специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской и набор интерактивных и мультимедийных возможностей.
Интерактивная доска позволяет осуществлять: активное комментирование материала, выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров, самоконтроль выполнения тестов .
Компьютерные образовательные программы позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках английского языка
Для того, чтобы урок был эффективным, я использую на уроках ИКТ. Подготовка к уроку включает в себя несколько этапов:
1. Концептуальный этап. На этом этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов:
- формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;
- формирование умений;
- контроль усвоения и т.д.
Исходя из целей урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИКТ в образовательном процессе. Так, она может быть названа:
- дефицитом времени на уроке;
- возможностью контроля усвоения лексического материала в мультимедийной форме, организации самоконтроля; необходимостью наглядной визуализации текста для восприятия на слух, процессов и взаимосвязей между объектами;(использование интерактивного теста для повторения лексики перед прослушиванием);
- необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности(слайд с примером и лексическими единицами для составления монологических высказываний)
- созданием условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (проектная деятельность, игровые, состязательные формы обучения и т.д.);
- необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.
В соответствии с дидактическими целями были выбраны необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, учебно-игровые .
2. Технологический этап. На основе требований к ЭОР на данном уроке, были выбраны следующие ЭОР – мультимедийная презентация, интерактивная доска, персональные компьютеры для индивидуальной работы учащихся. Выбрала форму урока - практикум.
3. Операциональный этап. На этом этапе выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся – ОЭР – учебный материал) и их функциональные взаимосвязи.
На данном этапе проводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов их реализации, а также выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля и т.д., на основании чего заполняется технологическая карта.
Технологическая карта планирования урока с использованием средств ИКТ
Предмет, класс |
Английский язык, 4 класс |
||
Тема урока, |
«Что мы делаем в школе?» 2-й урок |
||
Актуальность использования средств ИКТ |
На уроке используются различные формы классной работы: фронтальная, и индивидуальная. Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и материала, организовать контроль и самоконтроль. Она стимулирует развитие мыслительной и творческой активности учащихся, увлечение предметом, создание наилучших условий для говорения. Использование персональных компьютеров и обучающих компьютерных программ позволяет организовать индивидуальную работу учащихся для овладения навыком аудирования с последующим контролем понимания услышанного. |
||
Цель урока |
Образовательная цель: научить учащихся составлять монологические высказывания на основе изученной лексики и прослушанного текста. |
||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
Активизировать лексический материал по теме; практиковать учащихся расставлять предложения в правильном порядке на основе прослушанного текста; |
Развивать навыки самостоятельной работы, умений работать с компьютером. Развитие воображения, мышления. |
Приобщение учащихся к культуре английского языка, воспитание интереса к предмету. |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Компьютерная обучающая программа, мультимедийная презентация PowerPoint. |
||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
Интерактивная доска Star Board ,ноутбук, персональные компьютеры, мультимедийный |
||
Организационная структура использования ИКТ на уроке |
|||
Этап 1. Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию на слух. |
|||
Цель использования ИКТ |
организация контроля и самоконтроля путем использования на уроке интерактивной доски;совершенствование навыков работы с интерактивной доской; |
||
Длительность этапа |
10 мин. |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
1)интерактивный тест – True or False |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Фронтальная, индивидуальная. |
||
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе |
Контроль за речью учащихся, организация самоконтроля |
||
|
Этап 2. Восприятие на слух текста «Jason and Becky at School». |
||
Цель использования ИКТ |
Наглядность – опора на картинку; индивидуальная работа с заданиями к тексту – выбор соответствующих тексту предложений, нумерация предложений в правильном порядке. |
||
Длительность этапа |
15 мин. |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
1) работа с компьютерной обучающей программой “Enjoy English – 4”. |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Индивидуальная |
||
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе |
Контроль и консультация |
||
|
Этап 3 Построение монологического высказывания «Say what you do in different lеssons» |
||
Цель использования ИКТ |
Наглядность |
||
Длительность этапа |
10 мин. |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Составление высказываний с опорой на образец (на доске) |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Фронтальная |
||
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе |
Консультант |
||
|
Этап 4 Запись домашнего задания, подведение итогов урока |
||
Цель использования ИКТ |
Наглядность |
||
Длительность этапа |
5 мин. |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Запись домашнего задания в дневник |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Фронтальная |
||
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе |
Консультант |
4. Педагогическая реализация. Основная цель данного этапа – перевод педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств ИКТ требуется решение двух основных задач. Первая из них заключается в определении текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Вторая (задача управления познавательной деятельностью учащихся) – в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время либо максимального объема знаний за заданное время. На этом этапе урока иностранного языка, связанным с использование средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся. Не следует препятствовать обсуждению между учениками возникающих у них вопросов (запрет таких обсуждений обоснован лишь на этапе автоматизированного контроля), чтобы приобретенные на уроке знания стали для них личностно значимыми. Учитель же здесь – это скорее координатор, консультант по сложным вопросам, но не единственный источник информации.
Использование интерактивной доски, обучающих компьютерных программ, персональных компьютеров помогает мне правильно и четко построить план работы, зафиксировать на доске наиболее важные аспекты, наглядно показать и выделить значимые детали урока.
При подготовке описания методики использования ИКТ, создания мультимедийной презентации были использованы следующие ресурсы:
- УМК «Английский с удовольствием» (4 класс) (компоненты: учебник, книга для учителя, рабочая тетрадь, компьютерная обучающая программа).
- Конструирование урока в начальной школе. С.П. Казачкова, ВГАПКРО Кафедра начального образования.